Самоактуализация
Разбираемся, откуда в нас берется стремление к развитию и что такое самоактуализация.
Что такое самоактуализация и зачем о ней говорить
Желание человека максимально раскрывать и развивать свои личные способности называется процессом самоактуализации. Современная психологическая терминология широко внедрилась в повседневную речь. Даже человек с небольшим багажом знаний в области психологии теперь использует слова «стресс» вместо «беспокойства» и «депрессия» вместо «плохое настроение». Даже в моменты крайнего отчаяния, люди могут говорить что они «в шоке», не всегда осознавая, насколько корректно используют эти термины.
К сожалению, такое неправильное употребление психологических терминов можно наблюдать даже среди профессионалов. Это частично обусловлено многозначностью некоторых психологических понятий и отсутствием четких определений. Разные специалисты часто не могут прийти к общему пониманию, так как имеют разное толкование одних и тех же слов.
Особенно часто это происходит с популярными терминами, которые стали широко распространены вместе с соответствующими теориями. Например, некоторые люди считают, что они могут «страдать» от эдипова комплекса, а забывание объясняют в основном вытеснением. В итоге даже понятие психоанализа часто воспринимается как анализ собственного и чужого поведения.
В последние годы одним из модных терминов, который приобрел популярность как в профессиональных кругах, так и среди обычных людей, стало понятие самоактуализации, пришедшее в наш лексикон из гуманистической психологии.
Самоактуализация в психологии
Психологические справочники представляют этот термин весьма расплывчато (что, кстати, характерно для большей части терминологии гуманистической психологии). Даже среди профессионалов существуют разнообразные интерпретации. Одна из таких интерпретаций, которая получила широкое распространение, утверждает, что самоактуализация означает просто быть собой. Для этого необходимо осознать свою истинную природу, избавиться от предрассудков, иллюзий и комплексов. Затем человек может сказать: «Вот такой я! Примите меня таким, какой я есть. Если вам не нравится, это уже не моя проблема». В результате любой человек, не стремящийся преодолеть свои явные недостатки, начинает рассматривать себя как самоактуализированную личность и даже гордиться своими недостатками, утверждая, что это научно обосновано. Естественно, истинный гуманистический психолог рассматривает эту картину как пародию, в которой преувеличение некоторых аспектов и недооценка других приводят к грубому искажению сущности самоактуализации. Чтобы избежать такого карикатурного представления, необходимо более глубоко разобраться в самой сути этой идеи.
Д.А. Леонтьев, выдающийся представитель гуманистической психологии в России, представляет следующее определение самоактуализации: «Самоактуализация — это процесс раскрытия и созревания потенциала, способностей и задатков, заложенных изначально в организме и личности человека». Он также ссылается на А. Маслоу, автора наиболее известной и подробной теории самоактуализации, который говорит: «Разные авторы могут называть это понятие по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, — но все они согласны в том, что все это является синонимами проявления потенциала личности, развития человека в полном смысле этого слова, становления тем, кем он может быть».
Желание стать «лучшей версией себя» похвально, если не перегибать: прочитайте нашу статью про эмоциональное выгорание и убедитесь, что относитесь к себе бережно.
Однако возникает важный вопрос: что происходит, если в человеке есть низменные или даже аморальные и преступные наклонности? Как тогда происходит его самоактуализация? В данном случае гуманистическая теория утверждает, что в человеке изначально отсутствуют низменные и порочные качества, и, следовательно, они не могут стать частью нормального процесса самоактуализации. Согласно этой теории, природа человека изначально положительна (или по крайней мере нейтральна), и любые разрушительные тенденции возникают в результате искажений естественного развития, за которые общество несет ответственность. Эти искажения обусловлены социальными условиями, ограничениями и даже прямыми репрессиями, которые подавляют и искажают истинные проявления человеческой природы. В этом принципиальное различие между гуманистической теорией и психоанализом. Взгляд Фрейда заключается в том, что, если дать людям полную свободу, они будут склонны к насилию друг над другом, и только социальные ограничения могут сдерживать разрушительные аспекты человеческой природы.
Суть проблемы заключается в том, что ни один из противоположных психологических подходов не может быть убедительно обоснован с использованием научных методов. Неудивительно, что критики обеих теорий часто обвиняют друг друга в отсутствии научной обоснованности. Поскольку их предположения невозможно проверить и доказать в строгом научном смысле, они остаются скорее предметом веры, чем научного исследования. Это напоминает знаменитый упрек, который был высказан в адрес теории Леопольда Сонди: «Это не наука, это идеология». На что Сонди отвечал: «Горе науке, которая не стремится стать идеологией!». Мы можем избегать бесполезных дебатов по этому вопросу, но важно заметить, что представление идеологии за науку представляет собой проблему.
Существует также поведенческий подход, который отрицает наличие врожденных задатков и считает, что все личностные формы формируются извне, через воздействие окружающей среды. С другой стороны, не сформировалась еще доктрина, которая бы признавала наличие у человека разнонаправленных тенденций. Согласно этому подходу, человек несет в себе и позитивные и негативные стороны, и, в зависимости от того, что подавляется и что поощряется, одна из этих сторон может стать доминирующей. Возможно, в будущем подход, который признает существование разнонаправленных тенденций у человека, будет разработан и получит признание. Однако пока это остается предметом будущего исследования. Важно понимать, что если такой подход станет доминирующим, понятие самоактуализации может уйти в прошлое. Однако на данный момент этого не произошло. Несмотря на то, что гуманистическая психология как «третья сила» в мировой психологической науке утратила свое влияние, ее идеологический налет продолжает оказывать влияние на взгляды многих современных психологов, и ее практические принципы (такие как свободное воспитание, политкорректность и т. д.) до сих пор не смогли окончательно дискредитировать эту теорию.
Идея самоактуализации была высказана задолго до того, как гуманистическая психология стала широко признанной «третьей силой». Корни этой идеи могут быть прослежены в работах различных ученых, таких как Альфред Адлер, Карл Юнг, Карен Хорни и даже Карл Маркс. Элементы идеи реализации потенциала, заложенного в человеке, также можно найти в работах С.Л. Рубинштейна. Однако впервые концепция самоактуализации получила свое системное развитие в работах Курта Гольдштейна. Его имя мало известно, но он считается идейным предтечей нескольких научных направлений, включая гештальт-психологию.
Гольдштейн выступал против преобладания принципа гомеостаза, который был доминирующим в современной ему биологии и психологии. Этот принцип предполагал, что снижение напряжения является основной движущей силой поведения. С другой стороны, Гольдштейн также противостоял редукционистскому подходу к организму, который рассматривал его как набор отдельных элементов. Он утверждал, что организм движется в направлении максимальной актуализации своих врожденных способностей, а не только в поисках уменьшения напряжения. Гольдштейн выдвигал идею самоактуализации как основной потребности организма, и отмечал, что актуализация часто сопровождается конфликтами с внешней средой. Здоровый организм, актуализируясь, преодолевает препятствия, возникающие при взаимодействии с внешним миром. В более поздних работах Гольдштейн перенес акцент с биологической актуализации на сущностную реализацию личности человека. Он считал, что невозможность самоактуализации является как причиной, так и следствием психологических проблем.
Идеи Гольдштейна имеют много общего с концепцией «стремления к актуализации» Карла Роджерса. Роджерс определяет стремление к актуализации как врожденное направление, которое присуще всем живым организмам и выражается в стремлении к росту, развитию и созреванию. Эта тенденция побуждает человека проявлять и развивать все свои способности в той мере, в которой это способствует его развитию как индивида.
Самоактуализация – расплывчатый термин, означающий стремление к росту и развитию. Но именно с таким запросом вы вполне можете прийти в психотерапию — у нас есть статья о том, почему не так уж важно формулировать свою цель в терапии максимально четко.
Таким образом, идея самоактуализации имеет долгую историю и связана с работами разных ученых, и она продолжает оставаться актуальной в современной психологии.
Самоактуализация по Маслоу
Для Абрахама Маслоу идея самоактуализации была ключевым элементом не только его теории личности, но и всей его философско-мировоззренческой системы. Его теория началась с эмпирического исследования и выделения особой категории людей — самоактуализирующихся личностей, которые, по его мнению, составляют лишь около 1% населения, но представляют собой образец психологически здоровых людей, способных максимально раскрыть человеческую природу. Однако он признал, что было сложно привести много примеров, соответствующих его критериям. Тем не менее Маслоу также утверждал, что большинство людей имеют стремление к самоактуализации и, возможно, способность к этому, хотя они не всегда осознают свой потенциал и не всегда видят ценность саморазвития.
Реальность также осложняется тем, что социальные и культурные факторы часто подавляют стремление к самоактуализации из-за навязанных стереотипов и ожиданий (например, культурные стандарты мужественности и женственности). По мнению Маслоу, максимальная актуализация потенциала возможна лишь при наличии «хороших условий». Он также считал, что ни одно общество в истории человечества не предоставляло всем своим членам максимальных возможностей для самоактуализации. Это приводило к необходимости глобальных культурных и политических трансформаций, что может казаться утопической идеей.
Критика понятия и теории самоактуализации, особенно в разработке Абрахама Маслоу, всегда присутствовала и была обширной. Основные аргументы критиков можно свести к следующим пунктам:
- Исследование самоактуализирующихся личностей, проведенное Маслоу, не удовлетворяет требованиям научной достоверности.
- Критерии выбора таких людей субъективны и отражают систему ценностей самого автора.
- Самоактуализация, как понимает ее Маслоу, не является единственным механизмом развития и самореализации личности, что подтверждается исследованиями в различных культурных контекстах.
- Концепция самоактуализации, согласно Маслоу, может создавать образ эгоцентричной личности и упускает социальные аспекты взаимодействия.
- Самоактуализация не может служить конечной целью развития; она достигается как побочный результат сознательной ориентации на другие ценности.
- Не все потенциалы, заложенные в человеке с рождения, обязательно должны быть реализованы, и развитие предполагает выбор, какие из них развивать, а какие нет.
- Концепция самоактуализации не предоставляет объяснений для индивидуальных конфликтов и кризисов в развитии.
Это лишь несколько аспектов критики, и можно продолжать перечисление. Важно понимать, что, восхваляя самоактуализацию, мы поддерживаем неоднозначную и спорную концепцию, которая имеет больше отношение к мировоззрению, чем к психологии. Однако несомненно, что позитивное мировоззрение обычно более предпочтительно, чем негативное.
ИГиПП — это современная платформа, которая помогает найти опытных психологов и терапевтов для поддержки на вашем личном пути к саморазвитию и благополучию.