Совесть

Для большинства людей совесть – это внутреннее чувство, которое появляется при совершении неправильных поступков, вызывая угрызения совести в сердце и муки. Совесть описывается как «когтистый зверь, скребущий сердце». Её можно сравнить с компасом, показывающим правильное направление в нравственных вопросах. Это духовная часть человека, которая работает автономно и фиксирует каждый поступок и мысль. Хотя напрямую на неё повлиять нельзя, её голос можно игнорировать и приглушать. Совесть обитает в центре сил души, в сердце души, которое является подлинным сердцем и связано с телесным сердцем. Угрызения совести влияют на нашу жизнь, и могут привести к радости и миру, но также могут вызвать скорбь и угрызение. Муки угрызения совести могут стать настолько невыносимыми, что приводят к членовредительству и даже суициду. Совесть не так безобидна, как кажется, и требует внимания и заботы.

Более подробно разберемся с понятием совести на примере книги «Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии», г. Минск 2014 г.

Что такое совесть и как её определить?

Определение совести, согласно Википедии, заключается в том, что это способность личности формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять нравственный контроль, принудительно требовать выполнения этих обязанностей и оценивать свои поступки. Кроме того, это выражение личностного нравственного самосознания. Основные словари дают похожие определения:

  1. Социологический словарь указывает, что совесть — это моральное осознание добра и зла, 
  2. В словаре Ушакова совесть характеризуется как внутренний компас, определяющий мораль поступков и ответственность за них. 
  3. Согласно Брокгаузу и Ефрону, совесть — это нравственное сознание, которое выражается в оценке своих и чужих поступков на основе признака добра и зла. 
  4. В Толковом словаре Владимира Даля совесть определена как нравственное чутье, способность различать качество поступков, любовь к добру и истине, а также прирожденная правда.

Совесть

Многочисленные святые отцы имели свои определения совести. Святитель Игнатий (Брянчанинов) считал, что совесть — это «способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла». Святой Авва Дорофей определял совесть как «естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни». Как бы то ни было, можно попытаться дать более всеобъемлющее определение совести в свете современных понятий и категорий.

Если смотреть на совесть абстрактно, то она становится неотъемлемым атрибутом матрицы человечности, ответственной за «человеческую форму» и поддержание ее в виде качеств нравственности. Совесть можно сравнить со встроенным «программным модулем» в когнитивную сферу каждой личности. Она имеет отношение к программе жизни человека и служит автономным программным средством для регулирования личного выбора человека и его поступков через «божественный хостинг» свободы выбора добра и зла.

Совесть можно охарактеризовать как единственный «навигатор», который есть у души, оказывающейся в мире грубых материальных форм и временных человеческих игр. Это естественный инструмент сознания и психики для соблюдения нравственного закона и следования этому закону в жизни. Совесть — это голос Божий в сердце человека, который наставляет и напоминает о правильном пути. Бог с любовью дал человеку этот инструмент для того, чтобы он не забыл свое предназначение, не осквернился в мире соблазнов и глупостей. Через совесть человек может принимать правильные решения и осуществлять свободу выбора.

Некоторые ученые полагают, что на людей, достигающих состояния духовной свободы и избавляющихся от наследия телесного человека, действие совести, как инструмента матрицы, прекращается в аспекте социальной морали и нравственности. Однако она не прекращается в душевно-духовном смысле. Когда личность входит в поле действия энергийного закона Духа, то Совесть уже как духовная среда, является самим высшим законом. Именно благодаря совести человек может самостоятельно соотнести свои поступки и мысли, оценить их правильность и созерцать свое совершенство или несовершенство. В этом и заключается Суд Божий — суд самой совести человека, которая соотносится с Большой Совестью Духа (Бога).

Почему Бог не судит нас, а судит нашу совесть? 

Этот вопрос был подробно исследован святителем Феофаном Затворником, который уделял особое внимание категории совести. Он сформулировал определение структуры личности через тело, душу и дух. Кроме того, он определил основные силы души, такие как ум, чувство и воля, а также уровни иерархии духовного роста. Он также раскрыл сущность совести и разделил ее на обращенное и падшее состояния.

Святитель Феофан объяснял, что разум даёт возможность человеку открыть другой мир, более духовный и совершенный, а совесть выполняет роль воспитателя, который формирует личность. Совесть устанавливает правила и обязывает их выполнить, судит и награждает за действия в соответствии с ними. Совесть является практическим сознанием, силой духа, которая определяет взаимное соотношение закона и свободы.

Как результат, совесть является навигатором для души и личности, указывая верное направление в системе координат добра и зла. Она выполняет роль внутреннего знания добра и зла, которое не требует обдумывания и мышления, а прямо и непосредственно сообщает душе, что считать добром и злом, правильным или неправильным.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил о том, что совесть – это способность различать добро и зло, осознание того или иного поступка как доброго или злого (из его произведения «Аскетические опыты»). Святитель Феофан в свою очередь добавляет, что совесть связана с законами духовного мира и играет несколько ролей в душе христианина: 

  • законодателя, 
  • свидетеля, 
  • судью,
  • воздающего Бога.

Эти действия определяют разную природу души и духа христианина и атеиста.

Совесть

Если говорить о тех, кто не имеет представления о Боге и не следует духовным принципам, святитель Феофан считает, что функции совести ослабевают и не функционируют должным образом. Однако, что удивительно, это расстройство совести влияет и на работу трёх основных сил души: ума, чувства и воли. Если эти силы расстраиваются, то от совести также нельзя ожидать правильной работы.

Святитель Феофан также различает два типа расстройства совести: 

  • ненамеренные (искренние заблуждения),
  • намеренные (ложь в угоду страсти и пороку). 

Ненамеренные расстройства возникают по ошибке, а намеренные – когда человек искажает свою совесть в угоду своим порокам и страстям.

В этом откровении святитель Феофан рассказывает о механизме работы через инструмент совести высшего духовно-нравственного закона, который представляет основу правильной работы души, опирающейся на правильное использование ума, чувства и воли.

Основные функции совести

Одним из основных факторов увеличения искажений в работе совести является эгоизм, который нарушает ее работу в душе, полагаясь на поляризующую призму, отклоняющую ум, чувство и волю от следования истине. В результате ее законы перетолковываются, извращаются и заменяются самовольными и противными законам истинным.

Вторым свойством совести как свидетеля и судьи является ее особенность судить преимущественно о других, а не о себе, вызванная действием эгоизма. Суд о других бывает строгим, тогда как суд о себе прикрывается снисходительностью, а следует наоборот. Эгоизм, таким образом, является главной причиной неосознанности души.

Третья функция совести — воздаятельная выступает тем фактором, от которого зависит состояние самочувствия души с точки зрения превалирования чувства скорби или радости. Чистота совести обеспечивает здравое состояние души, формулируя ее законы и поддерживая их выполнение. Суд о себе и воздаяние за грехи от совести, как и отрадные чувства совестного оправдания, являются важнейшими факторами формирования и поддержания здравого состояния души.

О значимости совести для человека говорится в цитате, содержащейся в одной из работ святителя:

«Как сильно может оказаться воздействие на совесть, показывают преследования, которые великие преступники испытывают от своей совести, страдая от ее терзаний и привидений как наяву, так и во сне». 

Слова святителя свидетельствуют о законе естественного омрачения или усыпления совести, который находит свое проявление не только в плохих намерениях, но и в невнимании к регулярно повторяющимся проступкам совести. Позднее этот закон был переформулирован К. Г. Юнгом, который говори о том, что длительное взаимодействие с аморальностью негативно влияет на психику человека несмотря на то, насколько сильна его психологическая защита.

Если совесть затуманена умом, управляемым эгоизмом, то человек может поступать лживо и лицемерить. Кроме того, он может пытаться предотвратить пробуждение совести, используя различные хитрости: выбирая снисходительного духовника, ложно исповедуясь, убеждая себя в том, что мучения совести – это суеверные страхи, или отдаляясь от объектов и предметов, которые могут пробудить его совесть. Это может привести к еще большему затуманеванию совести и даже привести к хвастовству своими грехами.

Однако в случае, когда человек обращается к Богу и восстанавливает связь с Ним, в его душе начинают восстанавливаться три функции совести: 

  • законодательная, 
  • судопроизводственная,
  • воздаятельная. 

Восстановление работы Закона Божьего позволяет чистой совести проникнуть через все преграды, осветить все пространство души и оказать воздействие на нее. Помимо этого, происходит восстановление и судопроизводственной функции совести, а также ее воздаятельной способности, которая дает человеку ощущение мира, покоя и радости от торжества истины и добродетели. В результате, восстановление функций совести приводит к появлению мощных духовных сил в жизни человека, которые позволяют ему проявлять дерзновение, неутомимость, бесстрашие и свободу духа.

В заключении

В последние годы популярность консультаций с психологами, основанными на православных ценностях и принципах, растет. Такие специалисты предлагают своим клиентам не только профессиональную помощь в решении личных проблем и конфликтов, но и духовную поддержку и направление к вере.

Однако, как и в любой сфере, у консультантов разная квалификация и опыт работы, поэтому важно выбирать специалистов, которые действительно могут помочь. Такие православные психологи есть в сервисе ИГиПП. Именно здесь вы можете рассчитывать на:

  1. Индивидуальный подход.
  2. Высокий уровень профессионализма.
  3. Разнообразие методов работы. 
  4. Конфиденциальность. 
  5. Наличие сертификатов. 
  6. Готовность к помощи.
  7. Системный подход.

Все это в совокупности позволяет добиться более глубоких и стабильных результатов, разработать индивидуальную программу помощи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *